Одиннадцатая выставка

Одиннадцатая выставка

«Кохання та природа – вишуканий еліксир здоров’я» — присвячена сюжетним віялам із колекції Victoria Museum. Сюжети віял – ніжні пасторалі та традиційні салонні вечори, на яких змальовано дозвілля аристократії і їхніх підданих.
Науково доведено, що радість від споглядання прекрасного, – оздоровлює не тільки душу, а й тіло. Історії, написані на віялах, — збагатять буденність, яку на тривалий час позбавили яскравих вражень. Глядачі сповняться натхненням і легкістю, адже перенесуться у прекрасний світ, де панує краса природи та почуттів.
В експозиції представлені 22 віяла 18-20 сторіччя. Експонати відрізняються різноманітністю техніки виконання. Серед них – ті, що виконані у техніці літографії. Це говорить про їхню популярність свого часу, адже виготовлялися вони певним тиражем. Віяла з пір’я з тонким малюнком фарбою, – особливо цікаві своєю складною технікою виконання, адже для їх створення використовувалися тисячі дрібнесеньких пір’їнок. Особливо цінні авторські віяла, розмальовані вручну, на яких вказане ім’я автора.
Віяла були незамінним аксесуаром дам минулих епох, адже відігравали не тільки практичну роль, а й водночас – були аксесуаром і способом спілкування. Тож і на виготовлення віял йшло чимало сил і фантазії їх авторів. Представлені на виставці експонати створені з різних цінних матеріалів: з надтонкого пергаменту, оздоблені золотом, слоновою кісткою, тендітним мереживом, тощо.

Сонет Шекспира «Буря». Веер складной, английский, 1871 года. Остов изготовлен из 15ти внутренних пластин и 2х крайних. Высота в сложенном виде 25,7 см. Пластины остова на высоту 13,8 см образуют сплошное белое поле, высота пергаментного экрана 13,2 см. Пластины остова изготовлены из пластмассы, имитирующей слоновую кость. Гарды украшены высоким рельефом антропоморфные женские фигуры с крыльями (похожие на эльфов). В центральной части внутренних пластин тисненный овал с геральдическим наполнением (буквы К и О?) и дата 1871. Пластины остова скреплены штифтом с фигурной латунной петлей размером 4,3 х 3,0 см. Экран веера из двух слоев тонкого высококачественного пергамента. Роспись поля выполнена с одной (лицевой) стороны тератологическими сценами. Краски гуашевые, масляные и золотые. Композицияизображения разбита на 3 группы с сопровождающими их каллиграфическими надписями на английском языке: Merrily Merrily shell I live under the blossom that hangs on the bough Or on the back I do fly, after summer, Merrily Where the bee sucks — there suck I in a cowslips bell I lie; There a couch when owls do cry. Дословный перевод текста: Весело весело я буду жить под цветком, который висит на ветке Или на спине летучей мыши я летаю, после лета, весело Где пчела сосет там пью и я нектар колокольчика я лежу там на подстилке, когда совы кричат. По содержанию это песнь Ариэля, духа воздуха, из пьесы Вильяма Шекспира «Буря» из 5го акта в тот момент, когда Просперо сообщает ему о том, что он может быть свободен.
«Любовь и море». Веер plie с пасторальной сценой и морскими пейзажами. Материал, техника: шелковая ткань, перламутр, кость, серебряная фольга, гуашь, темпера, блестки разной формы и размеров, сухозлотица; резьба, золочение, роспись красками, инкрустация, вышивка блестками, вышивка сухозлотицей тамбурным швом. Экран тканевый, двойной, живопись односторонняя. С лицевой стороны на экране изображены три медальона: центральный; фигурный, с пасторальной сценой «свидание на природе», два боковых овальные с изображением морин. Фон экрана с лицевой стороны темно-бежевый, украшен нарисованными гирляндами цветов, вышивкой цветочных букетов сухозлотицей и паетками. Края экрана окаймлены позолоченной полоской бумаги. Фон экрана оборотной стороны светло-бежевый, украшен графическим рисунком светло-коричневой темперной краской, изображены три медальона, повторяющие форму и размеры лицевых, внутри них схематические букеты. Перламутровые пластины остова тонкие, узкие, с лицевой стороны украшены золотой и серебряной фольгой; инкрустацией очерчены 3 медальона с геральдическим и антропоморфным наполнением. Обе гарды украшены костяными накладками со сквозной резьбой, с изображением мужских фигур в одежде моряков 18 века. Гарды на 80% покрытых серебряной фольгой, позолоченной в отдельных деталях. Остов собран на металлический штифт с двумя перламутровыми шайбочками. Длина гарды27см, высота экрана12,5 см. Количество пластин: 14+2. Датировка за аналогами 1850; 1870-е годы.
«Женские грезы». Небольшой складной веер из кости и двух слоев светлого шелка. Высота изделия 19,5 см, высота экрана 10,5 см. Лицевая сторона экрана выполнена гуашевыми красками на салатовом шелке. Изображенная композиция разбита на 3 фигурных медальона: в центральном (7,5 х 12 см) изображены гуляющие в парке нарядные дамы с кавалером; на двух крайних (8 х 6 см каждый); барышня с букетиком цветов (справа) и кавалер, рвущий цветы с куста (левый медальон). Между медальонами; символические изображения предметов занятий знати (колчан, стрелы, вазы). Остов костяной, расписан масляной краской: на 8ми внутренних пластинах; пейзаж, на гарде лицевой стороны; девушка, собирающая цветы. Экран веера обрамлен полосками охры и золота. Оборотная сторона веера без рисунка, но с барочным окаймлением завитками; на гарде очерчен небольшой экран с изображением облаков и парящих птиц. Латунная шпилька и латунная скоба соединяют пластины в нижней части веера.
«Вольтер и дама». Складной веер из 30 костяных пластин, которые в развернутом виде составляют сплошной полукруглый экран. Веер небольшой (высота 18,8 см), изящный, двусторонний, с росписью масляными красками, собранный тонкой шелковой тесьмой в верхней части по окружности. В центре живописной композиции медальон 9,3 х 7,5 см с портретным изображением дамы, читающей книгу. Ее одежда соответствует европейской моде середины ХІХ века. Вдоль правого нижнего обрамления подпись автора: N/Fontteˊ. На гарде лицевой стороны еще один медальон с погрудным портретом дамы в легком платье. Обрамления портретов неширокие, строгие, с золотым фоном. Поле веера заполнено гирляндами цветов и завитками; две строгие темно-зеленые полосы с золотым рисунком отделяют край и нижний уровень большого медальона. Оборотная сторона веера светлая, с небольшими обрамлениями и символическим букетом в центре: волынка, ветки с ягодами, завязанный бант видимо раскрывают род занятий изображенной дамы.
«Золотое свидание». «Веер плие, остов изготовлен из резной кости, экран двуслойный бумажный. Высота веера 26 см, высота бумажного экрана 12 см. Кость украшена ажурной резьбой. Экран двухслойный, двусторонний. С одной стороны, более лицевой, использована бумага с накаткой трафаретом золотой краской, в ней вырезаны три окна-экрана. Два — круглой розеточной формы, третье овальной формы, в которых вставлены изображения живописных сцен с людьми на природе. Живописные вставки изготовлены в техничке печати и подсвечены немного акварелью и тушью. Обратная сторона веера изготовлена из плотной бумаги с печатью интересного бежевого рисунка. Использованы гуашевая краска и позолота.
«Любовь под голубым небом». Небольшой изысканный веер «plie» с остовом из светлого панциря черепахи и экраном, богато украшенным вышивкой блёстками и живописными вставками. Экран изготовлен из тонкой полупрозрачной сетки. Густо нашитые блёстки расположены строгими регистрами, которые зрительно обрамляют невысокую полосу с живописными вставками. Центральная вставка — влюблённая пара на природе, на симметричных боковых — пейзажи. Техника живописи — акварель Поле экрана между овальными живописными вставками заполнено строгим геометрическим орнаментом. Остов (14 + 2) украшен резьбой и инкрустацией золотыми блёстками. Такие веера были в моде в Западной Европе (Англия — Бельгия — Нидерланды) рубежа — первой четверти ХІХ века.
«Лодочная прогулка». Большой изысканный веер, тип plie, с перламутровым резным остовом, украшенным инкрустацией золотой (2 оттенка) и серебряной фольгой с орнаментом из цветов и бабочек. Высота гард 30 см, высота экрана 17,8 см. Количество пластин 14 + 2. Экран двуслойный, оба слоя из бумаги. Лицевая сторона из высококачественной тонкой бумаги с теснением под кожу. Между слоями — ещё слой бумаги для укрепления конструкции. На лицевой стороне экрана этого веера — живописная сцена «У пруда», выполненная искусным мастером миниатюры акварельными и гуашевыми красками. Обрамление экрана — полоска золотой краски и геометрический орнамент на узких сторонах экрана. Подпись художника «Pilon Delavaunt» и изображение вензеля на оборотной стороне веера усиливают ценность произведения. Штифт с латунной головкой, скоба дугообразная латунная. Атрибуция по музейным аналогам: Россия (?) Франция (?) 1870 — 1880гг.
«Лесная нимфа». Веер «пальмете» (или «балон» — там есть разница высоты) изготовлен из деревянных пластин (гарды утолщенные) окрашенных голубой краской с нанесенным трафаретным тесненным геометрическим орнаментом с покрытием золотой краской. Верхняя часть экрана покрыта мелкими иссиня-чёрными пёрышками, на которых в центральной части густыми гуашевыми красками нарисована сюжетная однофигурная сцена с молодой девушкой в одежде периода ампира. Высота пластин от 26 (крайние) до 30 см в центральной части, перьевой экран от 12,5 до 16 см. На каждую пластину остова (17 + 2) прикреплено гусиное обрезанное перо, а уже к нему прикреплены мелкие чёрные перышки.
Между собой пластины соединяются протянутой розовой шёлковой ленточкой. В нижней части скреплены железной шпилькой, к которой прикреплена латунная скоба, а к ней — шёлковый шнурок и красивая кисть из шёлка и металлических нитей, с оплетёнными шариками и узлом макраме. Высота украшения с кистью — 15 см.
«Сад наслаждений». Живописный веер, тип plie, остов из слоновой кости, украшен тонкой сквозной резьбой и инкрустацией золотой фольгой. Экран высотой 14 см, состоит из 2х слоев бумаги, которые закреплены на остове и с каждой стороны вмещают живописные изображения. На лицевой стороне — многофигурная сцена: общество молодых людей в одеждах ХVIII века на природе (парк?) устроили «зелёный театр»: небольшой диван, на нем — влюблённая пара демонстрирует чувства, остальные наблюдают эту сцену: несколько молодых барышень в пышных платьях, девушка с корзиной в более простой одежде (прислуга?), молодой человек играет на флейте (музыкальное сопровождение сцены?), немного поодаль — мужчина с собакой в позе отдыха, рядом с ними пасутся овечки (пастух?). Края этой картины украшены натуралистичным цветочным обрамлением, как на модных в XVIII веке гобеленах — вердюрах. Техника выполнения живописи — роспись акварельными и гуашевыми красками искусным мастером художественной миниатюры. На оборотной стороне веера — свободное светло-бежевое поле с 5ю небольшими цветочными букетами, расположенными симметрично, и легкие геометрические завитки вдоль узких краев экрана. Дугообразные края экрана окантованы узкой золотой полоской. Остов из слоновой кости имеет 12 внутренних узких ровных пластин с ажурной и рельефной резьбой лицевой стороны и 2 крайних утолщенных пластины. На лицевой стороне остова резбленная детальная сцена собирания плодов китайскими мужчинами; рельефные изображения дополнены золотой инкрустацией изогнутых стволов деревьев. Остов выглядит высокохудожественным изделием мастера резьбы по кости. По уровню исполнения он соответствует живописи экрана и моде на веера ХVIII века, однако по тематике они абсолютно разные (изображения остова и экрана). Остов с редкими узкими пластинами, соответствует моде ХVIII века («веер-скелет»). Возможно, он был привезён из Китая без экрана (такие варианты практиковались торговой Ост-индийской компанией), а экран выполнен в Европе (в стиле художника Ватто) и закреплен на остове. Возможно, что остов и экран — от разных вееров середины ХVIII века и соединены в один при попытке их починить в веерной мастерской. Несмотря на хорошо сохранившуюся живопись, веер имеет 3 слоя ремонтов разных периодов. Штифт латунный с латунной головкой. Вероятная атрибуция: Китай — Франция, 1750 — 1760 гг.
«Тайная история любви». Веер тип plie, двусторонний, с несколькими сценами на каждой стороне бумажного экрана. Высота экрана 11,9 см. Лицевая сторона покрыта золотым орнаментом с тремя розеточными вставками сюжетных изображений. Смысловое наполнение картинок очень похоже на иллюстрации к определённому произведению. В нем участвуют и взрослые, и дети, и животные: на 2х вставках — сбор урожая, на третьей — общение детей на фоне городского пейзажа. На поле экрана оборотной стороны одна сюжетная сцена: галантная встреча в парке. Светлое поле оборотной стороны заполнено сложным золотым орнаментом в барочном стиле. Орнамент лицевой стороны рельефно тесненный и имеет металлизированное покрытие. С другой стороны, трафаретный орнамент нанесен краской, имитирующую золотую. Рисунки выполнены техникой литографской печати с дорисовкой гуашевыми и акварельными красками на тонкой простой бумаге, тесненная и орнаментированная бумага плотная и утолщенная. Остов из кости 17 + 2 имеет резной ажурный орнамент. Гарды, высотой 26,5 см, украшены сквозной резьбой и инкрустацией позолоченной фольгой геометрическим орнаментом. Атрибуция за музейными аналогами: Западная Европа (Англия — Бельгия — Нидерланды ?), 1850 — 1860 гг.
«История приключений». Богато украшенный веер, тип plie, имеет двойной экран: верхний высотой 9 см состоит из 2х слоев неплотной бумаги, которые густо орнаментированы барочным орнаментом с розеточными вставками сюжетных изображений. Резной остов из кости имеет пластины в форме балясин на 9,5 см от шпильки, дальше — расширенные пластины высотой 9,5 см, которые при раскрытии соединяются в плоскость ещё одного экрана (высотой 9,5 см). На части экрана из кости плотно наклеена бумага с нанесенным узором, вставками и посеребренным полем. Все узоры и сюжетные изображения выполнены в технике цветной литографии с ручной прорисовкой деталей акварелью. Гарды украшены сквозной резьбой и инкрустацией позолоченной фольгой растительным орнаментом. Высота гард 27 см, количество пластин 14 + 2. На одной (лицевой?) стороне экрана этого веера — живописные сцены — рассказ о путешественнике. Возможно, это иллюстрация популярного в то время рассказа. Все изображения выполненная искусным мастером миниатюры. На оборотной стороне экрана изображены 2 галантные сцены: одна (верхняя) — «музицирование в гостиной», вторая (нижняя) — «встреча в парке». Штифт железный с перламутровой головкой. Атрибуция за музейными аналогами: Франция, 1850 — 1860 гг.
«Цветочная мелодия». Веер plie двусторонний, с сюжетными сценами на каждой стороне экрана: «театральный мюзикл в парке » и «встречи у источника». Длина гард 26,5 см, размах веера 50 см высота экрана 10,8 см, количество пластин 14+2. Костяные пластины остова резные, с рельефной и ажурной резьбой, инкрустированы серебряной и позолоченной фольгой растительным и геометрическим орнаментом. Пластины остова собраны на металлическую латунную шпильку с перламутровыми шайбочками. Экран двойной, из плотной бумаги, рисунки нанесены комбинацией нескольких методов: прямая цветная печать, подрисовка минеральными красками, трафаретная накатка золотой и синей краской на темном фоне (обрамление с обеих сторон экрана) с последующим дополнением рисунка гуашевыми красками. Орнамент золотых обрамлений растительно-геометрический, красками дорисованы цветы: с одной стороны розы, с другой — лилии. На печатной картинке одной стороны в малозаметном месте (горизонтальные линии почвы) видна печатная надпись: IFRANCO. Вероятная датировка по музейным аналогам: 1860 — 1880 гг, место изготовления — Франция.
«Цветочная пастораль». .Большой светлый веер «plie», создан для прогулок. Односторонний, с костяным резным остовом, 14 +2. Остов украшен сквозной резьбой геометрическим орнаментом. Высота гард 29,3 см; высота экрана 18,8 см. Экран изготовлен из 2х слоев светло-бежевой ткани: на лице — высококачественный сатин, на оборотной стороне — мадаполам. Обе ткани апретированы и дополнительно укреплены внутри слоем крафтовой бумаги. На лицевой стороне экрана, левой половине, расположена живописная сцена обрывания цветов. Молодая женщина с двумя детьми рвут цветы с дерева в корзину. Персонажи одеты просто, в античном стиле, увлечение которым было заметным в живописных произведениях второй половины — конца ХІХ века. Художник использовал светлые пастельные тона приятных летних цветов. Сюжетное наполнение могло нести и символический характер: цветы сливы считают цветами любви, поэтому они часто использовались художниками для передачи соответствующего настроения знакомств, встреч, предвкушения любви. Изображение нанесено методом цветной литографии. Веер собран на металлическую шпильку с перламутровыми шайбочками, к фигурной латунной скобе крепится дополнительное украшение — шёлковый шнурок с большой кистью светло-бежевого цвета. Место изготовления веера — Испания, 1890е года.
«Игра в салки». Веер типа plié. Высота в сложенном виде 26,7 см, размах 51 см, высота экрана 10,3 см. Остов изготовлен из 16-ти внутренних пластин и 2-х крайних. Все пластины остова изготовлены из тонкой резной кости. Крайние (гарды) утолщенные, высотой 26,7 см, шириной от 0,4 до 2 см, с двойным золотым бумажным экраном. Внутренние пластины остова гладкие, их ширина плавно увеличивается снизу доверху от 0,4 до 2 см, их высота — 16 см. Пластины украшены сквозной нежной резьбой растительно-геометрическим орнаментом и небольшими фрагментами инкрустации золоченой фольги. Соседние пластины полностью смыкаются между собой, создавая вместе с экраном сплошное закрытое полотно. Экран веера бумажный, двухслойный; с одной стороны, украшен росписью гуашевыми красками с нежным золотым обрамлением. Изображена галантная сцена в парке: молодые люди и дамы играют в салки. Фон этой стороны экрана — пастельные зелено-желтые участки парковой природы и золотые обрамления с цветочными включениями. Обратная сторона экрана заполнена золотыми линейными орнаментами на белом фоне: изображены стилизованные цветы, экранчики, завитки. 
«Очаровательные пастушки». Живописный веер, тип plie, остов из перламутра, украшен сквозной резьбой и инкрустацией золотой и серебряной фольгой. Экран высотой 13,5 см, состоит из 2х слоев бумаги, которые закреплены на остове и с каждой стороны вмещают живописные сюжеты. На лицевой стороне — общество молодых людей в одеждах ХVIII века на природе, наблюдают природу: молодой человек держит в руках гнездо, показывает его девушкам, дамы с интересом смотрят, рядом с ними пасутся овечки. Вдалеке — силуэт городского пейзажа. Края этой картины украшены лёгким цветочно-геометрическим орнаментом с символическим изображением музыкальных инструментов. Техника выполнения живописи — цветная литография с прорисовкой акварельными и гуашевыми красками. В орнаментальном окружении больше гуашевых красок, чем золотых. На оборотной стороне веера — три изображения: в центре — пейзаж, написанный акварельными красками, по краях — симметричные узлы геометрической золотой вязи с дорисованными гуашью цветами. Верхний край экрана с обеих сторон окантован небольшим золотым геометрическим орнаментом. Перламутровый остов имеет узкие ровные пластины, с лицевой стороны густо покрыты инкрустацией, выглядит редким (как модный в ХVIII веке «веер-скелет»). Высота гард 27,2 см, количество пластин 16 + 2. Штифт латунный с перламутровой головкой. Веер сильно повторяет модные в ХVIII веке аналогичные изделия, включая одежды молодых людей, размер самого веера, однако использование литографии, дополнение символическими изображениями, акцент на общение с природой — указывают на период первой половины ХІХ века, после 30х годов: восторженность ХVIII веком, и одновременно дань влечения современности: природа и символизм. Вероятная атрибуция: Франция, 1840 — 1850 гг.
«Сандаловое кружево». Веер «brize» высотой 24,5 см, изготовлен из 18 светло- коричневых плоских пластин остова (вероятно, сандалового дерева) и двух утолщенных закруглённых крайних. Все пластины собраны шёлковой лентой идентичного цвета, которая закреплена на расстоянии 3,5 см от верхнего края. Плоские пластины украшены сквозной ажурной резьбой и живописным изображением с 1й стороны. В раскрытом виде они смыкаются в сплошную плоскость — сектор круга. Центральная живописная вставка овальной формы, 10 х 15,5 см, на ней — сцена свидания в парке. Эта часть изображения выполнена оттиском на тонкой бумаге (литография), вклеена на раскрытой центральной части веера и дополнительно раскрашена акварельными и гуашевыми красками. Вся композиция обрамлена гирляндой цветов (выполнены гуашью по краю вклейки). По бокам симметрично нарисованы букеты цветов; все поле без резьбы окаймлено аналогичной гирляндой цветов. Внизу веер собран на железную шпильку с перламутровыми шайбочками. Атрибуция веера сложная, поскольку такие веера — из сандалового дерева, с ажурной резьбой, с росписью цветами, гирляндами и готовыми виньетками под живопись (обрамление цветочными гирляндами), в больших количествах завозили из Китая и в ХVIII, и в ХІХ веке. В Европе их дораскрашивали. Однако, если в ХVIII веке были более распространены рисунки нескольких розеточных рамок, то в ХІХ м стали модными одиночные более крупные центральные изображения (виньетки под таковые). И европейское дополнение — подкрашенная литография. Изображения фигур в одеждах ХVIII века подсказывают период увлечения этим веком 1830 — 1850 гг, Европа — Китай.
«Золотой панцирь черепахи». Веер plie с пасторальными сценами в медальонах. Материал, техника: бумага, панцирь черепахи, серебряные паетки, типографская краска, гуашь, акварель; резьба, золочение, печать, тонировка печати красками. Экран двусторонний, многослойный, с шестью живописными изображениями, вставленными в виньетки разных форм. Верхний слой каждой стороны изготовлен из плотной цветной бумаги и рисунком геометрических элементов, выполненных золотом. С каждой стороны в этой основе вырезаны отверстия в виде медальонов (по 3 с каждой стороны), в них вставлены картинки с видами сельской жизни на природе и на одной; игра в жмурки. Изображения выполнены техникой печати на светлой тонкой бумаге и подкрашены акварелью. Костяные пластины остова изготовлены из панциря черепахи, резные, ажурные, украшены вставленными в отверстия маленькими серебряными кружочками. Край веера окантован полоской позолоченной бумаги. Остов собран на металлический штифт, к нему же прикреплена небольшая кисточка из шелковых сутажных нитей цвета слоновой кости. Длина гарды 26,5 см; высота экрана 10,5 см Количество пластин: 16+2.
Веер plie «Сбор винограда». Материал, техника: бумага, кость, шелковый сутаж, гуашь, темпера, золотая и серебряная краска; резьба, золочение, роспись красками, серебром и золотом. Экран бумажный, двойной, живопись двусторонняя. С обеих сторон изображены сцены на природе: «Сбор винограда» и «Общество в парке». Основной тон экрана с обеих сторон темный, края окаймлены золотым и серебряным ажурным орнаментом в виде барочных завитков, растительных и геометрических элементов. Орнамент выполнен золотой краской со стороны сбора винограда, с противоположной; серебряной краской. Костяные пластины остова резные, с рельефной и ажурной резьбой; с одной стороны, они немного подкрашены серебряной краской. Обе гарды украшены резьбой, рельефным орнаментом и тонировкой золотой и серебряной краской. Край веера окантован полоской позолоченной бумаги. Остов собран на металлический штифт, к нему же прикреплена небольшая кисточка из шелковых сутажных нитей цвета слоновой кости. Длина гарды 26,5 экрана 11см Количество пластин: 15+2. Датировка за аналогами 1860-1880-е годы. Вероятное место создания  Франция.